Упражнения на развитие внимания у младших школьников: избавляемся от плохих отметок

25.09.2014

Упражнения на развитие внимания у младших школьников: избавляемся от плохих отметок

Когда в жизни ребенка наступает школьная пора, его результаты во многом зависят от такого качества, как внимание. Оно помогает вычленить среди огромного количества информации самую важную. Довольно часто педагоги обращают внимание родителей на то, что их ребенок не может сконцентрироваться на уроках, из-за чего получает неудовлетворительные отметки. Тесты на диагностику внимания, организуемые психологом, позволяют родителям убедиться, что жалобы учителей не были напрасны. Какие же упражнения на развитие внимания у младших школьников следует выполнять для повышения успеваемости?

Особенности внимания младших школьников

При поступлении в первый класс у каждого ребенка проявляется внимание, которое пока не поддается контролю. Иными словами, что в этом возрасте ему сложно сосредоточиться на определенном предмете. К тому же детям свойственны такие качества как впечатлительность и легковозбудимость, что и делает их рассеянными. Конечно, регулярные упражнения на развитие внимания у младших школьников могли бы все это устранить.

Внимание школьника во многом зависит от того, какие задания ему приходится выполнять в школе. Больше всего они напрягаются, когда вынуждены пересказывать учебный материал или заучивать стихи. Присутствие же рядом объектов, обладающих эмоциональной привлекательностью, мешает им сосредоточиться. Перечисленные нюансы и заслуживают в первую очередь внимания со стороны взрослых в случае возникновения проблем с концентрацией.

Как развить внимание у школьника?

Упражнения на развитие внимания у младших школьников: избавляемся от плохих отметок

Чтобы упражнения и задания на развитие внимания у младших школьников оказались наиболее эффективными, родителям следует помнить о следующих моментах:

  • Стараться связывать занятия с увлечениями ребенка;
  • Во время упражнения показывать эмоции (радость, восторг и т. д.);
  • Представлять занятия в такой форме, чтобы вызвать интерес к ним у ребенка;
  • Проводить занятия, не допуская длительных перерывов между ними;
  • Быть терпеливым, не высказывать в адрес ребенка критики, если его постигнет неудача, чаще хвалить.

Для развития внимания младших школьников следует делать акцент на речевых инструкциях, которыми должны дополняться задания. Во время их произношения нужно четко выговаривать каждое указание, представлять их в виде отдельных шагов, подробно останавливаясь на каждом. Если взрослый заметил, что ребенок занимается посторонним делом, нужно заставить его вернуться к выполнению задания в доброжелательной форме. Вместо осуждающего «Не отвлекайся!» следует произнести «Давай, дорисуем флажок».

Игры на развитие внимания у младших школьников

  1. Дайте ребенку любой журнал или газету и предложите ему следующее: он должен за отведенное время найти в тексте буквы «е» и зачеркнуть их. Для создания духа соревнования к игре может подключиться и взрослый.
  2. Напишите заранее на бумаге буквы, представленные в хаотичном порядке, и предложите ребёнку отыскать в этом списке слова. Например: ПРНОСЫДПОРМСАПОСОК (НОС, СОК и др.).
  3. Пусть он попытается в течение 15 секунд назвать предметы, расположенные рядом с вами, которые имеют конкретный цвет или форму.
  4. Игра «Топ-Хлоп». Суть заключается в том, что взрослый должен произносить фразы-понятия. От ребенка требуется определять, какие из них правдивые («Летом жарко») и хлопать, а какие — нет («Ножом кушают») и топать.
  5. Игра «Лови — не лови». Здесь все просто: взрослый должен кидать мяч, а ребенок — ловить его. Причем это можно делать лишь при условии, что бросок совершен вместе со словом «Лови! «. Если при броске оговоренная фраза не озвучивается, малыш должен отбить мяч.

Для борьбы с рассеянностью младшего школьника можно проводить игры, публикуемые в детских журналах. Это может быть «Найти отличия», лабиринты и пр.