Три уровня слушания

21.10.2013

Три уровня слушанияУмение слушать – это величайший дар, которым обладает далеко не каждый из нас. Но этот навык можно и нужно развивать в себе. Коуч – это тонкий профессионал, который должен владеть этим навыком в совершенстве. Только используя этот навык, он сможет помочь слушателю максимально раскрыться, прежде всего, перед самим собой.

Существует три уровня слушания, которыми мы обычно пользуемся в повседневной жизни. Задача коуча заставить своего подопечного последовательно пройти через все эти три уровня.

  • Поверхностное слушание – это сбор информации, интересующей именно того, кто ее слушает.  Примером такой информации могут служить: прогноз погоды, стоимость того или иного товара, номер телефона нужного нам человека.

На этом уровне возможна глубокая беседа, основанная на взаимопонимании собеседников, но слушатель большей частью будет реагировать на услышанное, что называется «со своей колокольни». Он будет использовать в процессе разговора личный опыт, переживания и эмоции.  Первый уровень слушания информирует нас о нас же самих и происходящем вокруг нас.

  • Сфокусированное слушание – это концентрирование внимания на собеседнике. На этом уровне коуч должен полностью сконцентрироваться на своем клиенте и вести разговор с позиции глубокого уважения и принятия его. Во время такой беседы расширяется диапазон возможностей самого клиента, у него появляется желание начать решать свои проблемы.

Профессиональный коуч на этом уровне должен сыграть роль своеобразного зеркала, в котором отразится вся ситуация, происходящая в жизни клиента. Любой дополнительный фон, мешающий восприятию проблемы клиента, должен быть исключен. Коуч, слушая слова клиента, должен слышать тембр речи, интонацию, любые другие нюансы.

  • Глобальное слушание – его еще называют интуитивным, когда коуч задействует свою интуицию. Коуч превращается в своеобразный локатор, который, чутко реагирует на самые ничтожные звуковые колебания. Он должен уметь реагировать на мельчайшие изменения, происходящие с клиентом в процессе трансформационной беседы, следить за интонацией и тембром голоса, эмоциональным состоянием, жестами и мимикой.

Слушание на глубинном уровне сочетается с задаванием открытых, почти откровенных продвигающих вопросов. Это позволяет клиентам коучинга переходить на новые этапы понимания своих целей и задач и путей их решения.