Способы оценки реакции участников тренинга

12.12.2013

Способы оценки реакции участников тренингаМотивация – это мощный двигатель, который играет огромную роль в успешности тренинга. Люди учатся намного быстрее и лучше, когда они позитивно настроены к целям тренинга, ситуации, в которой проходит обучение, и к самому тренеру.

Один из способов оценки эффективности тренинга является оценка реакции участников на процесс обучения. Для этих целей используются следующие методики:

Опрос

Проводится в виде интервью или группового обсуждения. Тренер сам задаёт структуру отзыва и указывает, на какие основные моменты следует обратить внимание во время оценки. Например: что полезного я вынес для себя из тренинга; какие рекомендации я бы дал себе и всей группе; каков основной вывод, сделанный мною за дни тренинга. Участники по очереди высказываются. Данная оценка делается сразу по окончанию тренинга.

Анкетирование

Участники тренинга заполняют оценочную анкету со стандартным набором вопросов. При помощи таких анкет тренер может быстро оценить уровень организации тренинга, вызванный у слушателей интерес, качество тренинговых материалов, полезность приобретённых знаний и навыков для практической деятельности.

Анкеты заполняются:

  • по окончании каждого тренингового дня («летучий» контроль, позволяющий оценивать эффективность новых тренинговых материалов и методик);
  • сразу после окончание тренинга;
  • спустя несколько дней после окончание тренинга (участникам уже легче оценить практическую ценность приобретенных знаний).

Устные отзывы слушателей тренинга обычно бывают очень эмоциональными и дают фрагментарную информацию. А вот данные анкет оказываются более содержательными и рациональными.

Коллаж

Во время тренинга делается серия фотографий, которые оперативно отпечатываются. Участники тренинга должны, используя эти снимки, открытки, иллюстрации из старых журналов и прочие визуальные материалы, создать коллаж. Тематика для коллажа задается тренером: «Что я узнал и чему научился», «Это поможет мне в моей профессиональной деятельности».

Мишень («дартс»)

Оценочная шкала изображается на флипчарте, доске или листе ватмана в виде «мишени». Каждому кругу этой мишени соответствует балл оценки. Мишень разбивается на секторы: удовлетворённость подачей материала, информативность, качество преподавания, доступность, практичность материала и т.д. Каждый из участников фломастером отмечает на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого из параметров. Для этой цели можно использовать и цветные стикеры.

Данная методика экспресс-оценки эффективны тогда, когда нужно в течение короткого промежутка времени подвести итоги.