Школы управления в менеджменте: виды и особенности

25.09.2014

Процесс становления управления, как науки, сформировал такие  школы управления в менеджменте:

  • Административное (классическое управление).
  • Научное управление.
  • Количественные методы управления.
  • Управление человеческими отношениями.
  • Поведенческие науки.

Административная школа управления

Школы управления в менеджменте: виды и особенности

Административная школа управления в менеджменте считается классической, так как признана первой самостоятельной школой в становлении науки руководства. Основная ее идея заключается в том, что за основу принята разработка научных принципов и методов, которые направлены на максимальное повышение трудовой производительности и улучшение организации рабочего процесса.

Проще сказать, школа берет за основу научное управление в менеджменте и стремится к постоянному совершенствованию работы сотрудников. Согласно принципам этой школы наибольшие усилия были направлены на разработку принципов именно руководства. Ввиду этих причин яркими представителями этой школы являются управленцы. Среди производственников ее представителей практически нет.

Школа науки управления в менеджменте была основана Анри Файолем, который руководил очень крупной французской компанией. Основные его последователи, в большинстве своем, также представляют высшее административное звено. Генерация идей в этой школе происходила из личного опыта. Идеи не основывались на научных методах в области административного менеджмента.

Основополагающие принципы классической школы

Школы управления в менеджменте: виды и особенности

Именно административной школой была создана система универсальных принципов, которые основаны на двух аспектах:

  1. Рациональная система управления. Она объединила в себе такие разные функции современного бизнеса, как производство, маркетинг и финансы.
  2. Второй аспект связан с особенностями построения структуры управления и организации.

Основателем школы Анри Файолем были сформулированы 14 принципов управления, которые обязательно повысят результативность рабочего процесса, к тому же, их возможно применять руководству любой организации:

  • Принцип разделения труда, в котором говорится о том, что при сокращении количества целей увеличится качество и количество проделанной работы. Считается что при большом количестве целей, сотруднику трудно сосредоточится и много сил тратится впустую.
  • Полномочия и ответственность. Принцип подразумевает соблюдение соглашений в равной степени между работником и организацией.
  • Единоначалие. Каждый работник подчиняется и выполняет распоряжения только непосредственного начальника.
  • Единство направления. Объединение групп, которые имеют одного руководителя, для достижения конкретной цели.
  • Справедливое вознаграждение ответственных работников.
  • Централизация. Создание определенных условий, которым будет правильное соотношение децентрализации и централизации.
  • Иерархия управления. Неоднозначным остается отношение школы к иерархической системе руководства в организации. С одной стороны, она наносит серьезный ущерб предприятию, а с другой в ряде случаев оправдывает себя.
  • Порядок.
  • Справедливость, при которой должны сочетаться доброта и правосудие.
  • Стабильность рабочих мест работников предприятия всегда приносит ему пользу.
  • Инициатива при разработке и реализации идей.
  • Развитие корпоративного духа у работников предприятия
  • Инициатива предполагает разработку плана и его реализацию.
  • Корпоративный дух усиливает эффективность работы.

Классическая школа внесла огромный вклад в теоретическое становление, намного больший, чем другие школы управления в менеджменте. Однако некоторые аспекты, такие как поведенческий фактор и психология, не всегда учитывались при разработке концепции. Поэтому нельзя считать систему управления, которая была создана классической школой, абсолютно эффективной.