Развиваем умение мечтать

30.10.2014

Развиваем умение мечтать

Тренинги всегда были средством повышения эффективности современного бизнеса. Существует множество видов этих занятий, развивающих все, что нужно – от совершенствования командной сплоченности до коммуникативных навыков. Разнообразие этих инструментов так велико, что с их помощью можно добиться любых результатов – было бы время и, разумеется, деньги, так как тренировка своего персонала – занятие не из дешевых. Однако среди всех этих тренингов особое место занимают занятия для развития творческого мышления – они нужны для повышения профессионализма руководящих работников и сотрудников, в задачи которых входит генерирование идей.

Назад в школу

Если творческое мышление обычно ассоциируется с даром, которым от природы наделены некоторые люди, то идея о том, что его можно купить, может показаться сомнительной. Тем не менее подобные программы существуют и продолжают активно развиватся. Творческие способности в основном называются креативом, видимо англоязычное слово благозвучнее русского. Тренинги на развитие творчества на специализтрованных сайтах представлены «Творческой мастерской менеджеров по родажам» (Академический Центр новых знаний и технологий) и «Творческой презентацией» (STAR Personnel Ltd.). Группа «ТРИЗ-Шанс» (Ростов-на-Дону) и УЦФД (Учебный Центр Финансовый Дом) проводят тренинги и обучающие программы, используя данную систему. Проводяться разнообразные тренинги по развитию креативных способностей. К примеру институт тренинга (СПб) проводит тренинг «Креативность в менеджменте», в том числе на московской площадке «Школы менеджеров Арсенал». Цель: приобрести творческий, неординарный и конструктивный подход в управлении организацией и собственной деятельностью. Консалтинго-тренинговая компания "Персонал UPGRADE" занимается программами по раскрытию креативных способностей участников через эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это знание своих чувств, понимание чувств собеседника, умение достигать целей. Если научиться искать внутренние ресурсы, выработать свою стратегию достижения цели, можно начать строить свою перспективу. Деятельность компании Менеджмент Трейнинг Интернэшнл (MTI) направлена на развитие корпоративного управления — возможно эффект её работы состоит в том числе и в развитии творческих способностей, но специально на это не направлены.

Программы, обучающие мыслить лучше, уже стали привычной частью корпоративной культуры таких корпораций как Microsoft, IBM, Du P ont, Nestle , AT & T , British Airways , J.P. Morgan и Ericsson. В крупнейшей европейской корпорации Siemens (370.000 работников), методы де Боно преподаются в обязательном порядке служащим всех уровней. В России же первыми учениками “школы эффективного мышления” станут, скорее всего, топ-менеджеры компаний крупного и среднего бизнеса.

Мотивация для проведения подобных занятий двояка. Руфина Копылова, консультант в области развития человеческих ресурсов : "во-первых, если у заказчика нестандартные задачи и с каждым днём и количество увеличивается, при этом нигде не учат как разрешать подобные ситуации и заказчик приходит к выводу, что ему требуется новая квалификация – уметь видеть ситуацию нестандартно, и новая компетенция – принимать нестандартные решения. Во-вторых, могут требоваться постоянные «продуктовые» решения, это более свойственно для компаний, которые по своей деятельности зависят от уровня творчества и при этом готовы инвестировать и капитализировать творческую направленность компании."

“Программы по развитию творческого мышления доказывают свою эффективность в мире уже более двадцати лет, — говорит директор по маркетингу MTI Георгий Мелик-Еганов , — они стали обычным средством повышения профессионализма, в то же время в России сертифицированные тренинги пока не проводились”. Методика позволяет мыслить в одном ключе и контролировать обсуждение, извлекая из него максимальную пользу, не говоря о том, что заметно сокращает затраты рабочего времени при проведении встреч и собраний, и уменьшает число конфликтов. Олег Корионов, партнер, управляющий директор КГ "Кузьменков и партнеры" : "Подобный тренинг — это инструмент развития. Если компания хочет внедрять новые технологии, использовать в собственной практике лучшие подходы как своих специалистов, так и внешних консультантов, тренинги должны проводиться регулярно. У тренингов есть и еще одна ценная составляющая: в рамках их подготовки и проведения укрепляются и подчас выходят на качественно иной уровень взаимоотношения с заказчиками. Хотя, безусловно, существует и риск: во время тренингов особенно видны Ваши плюсы и минусы."

Подобная группа тренингов, по сути, посвящена не столько повышению творческих способностей, сколько структуризации мыслительного процесса, — “дисциплине”, которую пока не преподают на факультетах управления. Хотя именно руководителям навыки эффективного мышления нужнее всего. "Менеджеры сталкиваются с двумя типами решений — запрограммированными, связанными с наработанными методами, и незапрограммированными, — объясняет Георгий Мелик-Еганов . — Люди чаще предпочитают запрограммированные решения — это проще, потому что не требует самостоятельной работы ума. Однако чем выше человек находится в иерархии компании, тем больше он сталкивается с необходимостью мыслить нестандартно, особенно в сфере стратегического планирования, где остается все меньше места программным подходам".

C сегодня деловая среда переживает столь стремительные перемены, что наработанные модели управления на глазах теряют свою эффективность, и решения приходится принимать со скоростью поступления новой информации: здесь и пригождаются приемы, которые помогают выйти за рамки парадигм, стереотипов восприятия проблем и методов их решения. По словам куратора проекта "Бизнес-Тренинг.Ру" Светланы Поздняковой "по данной теме мы проводим авторский тренинг Евгения Овчинникова "Креативность и творческий подход", который предназначен для творческих людей или тех, кто хотел бы развить творческую часть своей личности. Цель этого тренинга — приобрести "стратегии гениальности", научиться принимать нестандартные решения и начать выигрывать от творчества. Стоимость тренинга варьирует от 800 до 1600 евро за тренинговый день (8 часов), однако конечная цена (как, впрочем, и скидки) зависит от количества участников, дня и места проведения. Однако такой тренинг проводится реже, чем востребованные сейчас тренинги продаж и общения с клиентами. Дополнительная сложность — организация группы. Открытую группу (куда может прийти любой интересующийся) набрать сложней, чем корпоративную. Но дело в том, что обычно руководитель компании готов оплатить тренинги для сотрудников фирмы на более "насущные" темы. Поэтому более популярны тренинги такие как "Эффективные продажи или легкая работа с трудным клиентом", "Управление временем", "Управление конфликтом" и др."

Тренинги творческого мышления или иначе тренинги креативности направлены именно на поддержание или развитие творческого потенциала сотрудников. Как отмечает Марьяна Геревенко, генеральный Директор Агентства тренингов «Компания Парадигма», "освежить способность людей фантазировать – одна из целей подобных тренингов. Эта задача достигается использованием ряда приемов и методов, которые приводят к раскрепощению мышления и выражению собственного взгляда на решение творческой задачи. В результате, на уровне ощущений, у участников возникает понимание, что каждый может творчески и самостоятельно, делать необходимые изменения в своей жизни. Вариантов тренингов много – от программ, построенных на тренировке навыков создания новых текстов до образных визуализаций и медитаций. Продолжительность такого тренинга 2-3 дня по 8 часов. Количество участников группы до 15 человек. Стоимость — 1500 — 2000 у.е. за день тренинга (8 часов) — в корпоративном формате . "

По данным CBSD ( Center for Business Skills Development ), в прошедшем году основными слушателями тренингов были руководители высшего и среднего звена (27% и 21%), специалисты отдела продаж (21%), и линейные менеджеры (16%), а среди самых востребованных курсов — тренинги персонала отделов сбыта, развивития коммуникационных навыков, лидерства и работы в команде. Сейчас растет интерес к укреплению корпоративной культуры, поскольку российские компании выходят на международный уровень, где особенно нужно “держать марку”.

Величина пользы

Для того чтобы купить тренинг, нужно сначала поверить в его эффективность. Россияне же известны определенной долей скепсиса, и, пожалуй, более романтической трактовкой понятия “творчество”. По словам генерального директора маркетингового агентства “ Prof . com ” Натальи Прокофьевой , “пытаться за несколько дней стать умнее или креативнее, — все равно, что рассчитывать сделать себе идеальную фигуру после нескольких посещений лучшего в городе фитнес-тренера. Тут нужна постоянная тренировка ума. Творческим человек не станет, однако, вероятно, он станет техничнее, будет полезной единицей брейн-сторминга”.

Эффективность этих программ подсчитывать очень сложно, поскольку задействованы очень сложные феномены. По словам Натальи Староборовой, тренера Агентства тренингов «Компания Парадигма» "их результат проявляется через достаточно большой промежуток времени в качестве принимаемых в компании решений. Трудно, например, определить насколько удачную рекламную компанию разработали специалисты Рекламного Агентства. Ее результаты будут зависеть от многих составляющих. А качество креатива можно будет оценить только после нескольких месяцев работы рекламы. Кстати, сроки проведения таких тренингов очень индивидуальны — от одного раза в год с целью «встряхнуть» персонал, до регулярного посещения специализированных программ для персонала, непосредственно задействованного для решения конкретных творческих задач бизнеса.»

Другой стратеги придерживается Руфина Копылова, консультант в области развития человеческих ресурсов : "прямая эффективность считается довольно просто: увеличивается количество и качество творческих решений, появляются новые кейсы, растёт капитализация компании и её прибыль, полученная от разработки, производства, продвижения и продажи продуктов. Косвенный эффект заключается в том, что меняются взгляды как на жизнь, так и на работу, что в свою очередь требует новых управленческих компетенций, как самим участникам для управления своей жизнью, так и заказчикам, для управления процессами в компании. Данные тренинги лучше проводить в комплексе с программой повышения эффективности управления компании, а уж что за программу они выберут – неизвестно. Хотя можно порекомендовать не разовые тренинговые программы, а долгосрочные консалтинговые, то есть программа, направленная на управление изменениями, которую в свою очередь могут проводить руководители HR – департамента и департамента развития, к чему они в принципе предназначены."

“Убежден, что любые тренинги на развитие творческих способностей — это в первую очередь приобретние не навыков, а уверенности, — говорит Владимир Ляпоров, независимый консультант по рекламе и PR . — Людей, достигших высот в бизнесе, нельзя переделать, но при этом они хотят совершенстоваться. Консалтинг продает не только ноу-хау, но еще и чувство спокойствия и ощущения правильных действий, подобно ему действуют и тренинги. Когда я работал в одной из консультационных компаний "большой пятерки", в ходу была фраза "мы продавцы счастья". Если человек убежден, что он научился творчески мыслить и тем более заплатил за это, то он, скорее всего, и вправду сможет думать более эффективно”.

До 1999 года заказчиками бизнес-тренингов в России были преимущественно западные компании, привыкшие из года в год выделять средства на повышение квалификации сотрудников. Как отмечает Екатерина Прокопенкова, директор учебных программ Центра “Деловой протокол” , первые тренинги личностного роста воспринимались здесь как секты, настолько был отличен процесс обучения от привычного академического стиля”.

Однако постепенно спрос на западные курсы возрос и за счет российского бизнеса, который начал перенимать западную деловую культуру: последние два года интерес к системным программам обучения и развития персонала стабильно растет: некоторые крупные корпорации уже направляют на тренинговые бюджеты до 300-400 тыс. долларов, за крупным и средним потянулся и малый бизнес.

Последние полтора года российский рынок тренинговых услуг переживает настоящий бум: только официально зарегистрированных команий разного масштаба насчитывается порядка трех тысяч, не считая “фрилансеров”, обслуживающих в основном предприятия малого бизнеса. “Зарубежные корпорации всегда увлекались этими игрушками, — говорит Наталья Прокофьева, — однако сегодняшний шум вокруг тренингов связан с российскими компаниями”.

О том, что даже небольшие однодневные программы востребованы, говорит такой показатель как электронный спам. В массе навязчивых “деловых рассылок”, которые приходят в электронные почтовые ящики, приглашения на самые разнообразные психологические и профессиональные тренинги встречаются теперь так же часто, как объявления об услугах грузчиков или продаже строительных материалов. “Многие почувствовали, что на тренингах можно неплохо заработать, — поясняет маркетинг-директор MTI, — тот же “фрилансер” получает в среднем от 200 до 600 долларов за день тренингов, поэтому на рынке наблюдается обилие тренеров-самоучек”. Именно поэтому оценить объемы этого рынка пока сложно.

Подхлестывают и серьезные опасения: консалтинговые компании все чаще пророчат, что изменения, происходящие в структуре корпораций – сокращение уровней иерархии, размывание границ между отделами, — неизбежны, поэтому необходимо как можно быстрее уводить бизнес от модели бюрократической системы, в рамках которой он не может быстро отвечать на изменение условий игры. Иначе говоря, компания рассматривается как живой, быстро эволюционирующий организм, стремящийся адаптироваться и выжить. И, коль скоро это уже вопрос выживания, то и траты на обучение сотрудников становятся вполне оправданными. А значит – в желающих “мыслить нестандартно” менеджерах недостатка не будет.

Максим Букин.