Развитие памяти у детей младшего школьного возраста — упражнения, помогающие справиться с рассеянностью

24.09.2014

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста   упражнения, помогающие справиться с рассеянностью

По сравнению со школьниками, подростками и взрослыми ребенку дошкольного возраста не приходится прилагать особых усилий для запоминания новой информации. Его память устроена таким образом, что любые новые знания, которые он видел, слышал или получил иным путем, сохраняются в сознании без помощи специальных методов запоминания. Но подобная ситуация сохраняется лишь до того момента, пока родители вместе с учителями не познакомят ребенка с методами, позволяющими управлять своей памятью. И обычно большое влияние оказывают на развитие памяти у детей младшего школьного возраста упражнения, специально подобранные для ребенка. Причем результаты в учебе и состояние памяти во многом зависит от того, в верном ли направлении развивались основные психические функции дошкольника.

Нарушение памяти

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста   упражнения, помогающие справиться с рассеянностью

Когда дети младшего школьного возраста начинают хуже запоминать, то причину подобных нарушений обычно ищут в ошибках при формировании психических функций или же неверном выборе направления данного процесса. Ребенку с ослабленной памятью труднее остальных дается школьная программа, обычно именно они и ведут себя плохо на уроках. Поэтому весьма эффективны на развитие памяти у детей младшего школьного возраста упражнения, которые проводятся на этапе проявления первых признаков ее ухудшения. Если подобные проблемы наблюдаются с кратковременной памятью, то школьникам сложно усвоить материал урока, а также указания учителя. В конечном итоге такие дети получают по большинству предметов плохие оценки.

Если у ребенка плохо работает память, то его нередко называют лентяем или ищут причину в отсутствии достаточной мотивации. Причем эти проблемы получают развитие, если не проводить игры на развитие памяти у младших школьников. С ухудшением зрительной памяти у ребенка можно столкнуться, когда он неверно воспринимает последовательности слов, долго учится основам чтения.

Упражнения для развития памяти младших школьников

  • Тренировка двигательной памяти

Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая группа школьников. Один из участников, которым может быть взрослый или ребенок, должен стать «кукловодом». Ему предстоит выбрать одного из детей, надеть ему на глаза повязку и провести по несложному маршруту — он может быть выбран в этом же помещении или на детской площадке. Все это время «кукловод» не должен производить ни звука, а лишь держать слегка его за плечи. Причем действия могут выполняться в разном порядке. Скажем, «кукла» может начать маршрут с трех шагов вперед, затем выполнить приседание, сделать два шага назад, после чего остановиться, поднять одну ногу и начать выполнять прыжки. По окончании упражнения повязка снимается и ребенку предлагают выполнить все то же самое по тому же маршруту.

  • Тренировка зрительной памяти

В основе данного упражнения лежит использование двух картинок: на первой представлен предмет, который ребенок мог часто видеть, на второй — та же вещь, однако у нее должно недоставать некоторых элементов. Начинается упражнение с показа ребенку картинки, которую он должен хорошенько запомнить. На это отводится 30 секунд. После этого ему дают другую картинку и предлагают перечислить то, чего здесь не хватает.

  • Тренировка слуховой и ассоциативной памяти

Данное упражнение напоминает собой больше игру. Взрослый должен составить список слов и назвать их поочередно, а ребенку после каждого слова необходимо представить, как это выглядит, какими свойствами оно обладает, что можно сделать с перечисленными предметами. Скажем, шампунь можно охарактеризовать как душистый, скользкий, способный щипать глаза.

  • Тренировка ассоциативного мышления

Суть данного упражнения сводится к перечислению взрослым группы слов, для каждого из которых ребенок должен назвать возникающие у него ассоциации. Скажем, для слова «автомобиль» можно подобрать такие ассоциации, как дорога, колесо, водитель и пр. Взрослый не должен оставаться в стороне, ему следует помогать ребенку придумать максимальное количество связанных с названным понятием слов.