Раздаточные материалы

06.03.2013

Раздаточные материалыБольшую роль в проведении тренинга играют раздаточные материалы.

Назначение раздаточных материалов заключается в том, чтобы сэкономить время на тренинге. Ведь имея излагаемый тренером материал в структурированном виде на руках, участникам нет необходимости конспектировать его.

Все раздаточные материалы с рабочими пометками участников тренинга остаются у них на руках.

Раздаточные материалы, как правило, представляют собой сброшюрованные листы по тематике тренинга. Кроме того, существуют электронные книги, аудио- и видео-диски, а также компьютерные программы, на которых сохраняется информация, касающаяся тренинга.

Если раздаточные материалы представлены на бумажном носителе, то они, как правило, содержат следующие разделы:

  1. Титульный лист, на котором указаны: название тренинга, название организации, предоставляющей тренинг и автор тренинга; Если материалы тренинга были заказаны конкретной организацией, ее название тоже указывают;
  2. Оглавление;
  3. Краткие сведения о тренере и тренинговой фирме с их координатами;
  4. Цели и задачи тренинга;
  5. Основные темы тренинга. В этом разделе оставляется место для собственных заметок участников тренинга;
  6. Перечень практических упражнений, которые будут использоваться по ходу тренинга;
  7. Иногда в раздаточные материалы вкладывают анкету-опросник, который заполняется про окончании тренинга. Как правило, опросник содержит вопросы, касающиеся самого тренинга (насколько интересна была тема, насколько хорошо она была преподнесена и т.д.).

Тренеры очень часто пользуются флипчартом – это большой перекидной блокнот на вертикальной стойке. На нем очень удобно делать разного рода заметки фломастерами.

Некоторые тренеры заранее пишут на листах флипчарта «шпаргалку» (план своего выступления); иногда – намечают тонким карандашом сложные рисунки, диаграммы, таблицы, чтобы во время занятий быстро обвести их ярким фломастером.

Существует несколько правил пользования плакатами во время тренинга:

  • Писать на плакате только крупными печатными буквами, чтобы они были видны с любого участка аудитории;
  • Пользоваться нужно яркими, толстыми маркерами (ширина линии не меньше 4-5 мм);
  • Каждый плакат должен иметь четкий заголовок;
  • Писать на плакате только ключевые слова и не тратить время на целые предложения;
  • Делать записи на плакате фломастерами 2-3 цветов, чтобы была возможность выделить заголовок, пункты, слова.