Работаем над повышением продуктивности в компании

12.07.2014

Работаем над повышением продуктивности в компанииНикого не удивит термин «социальная леность», который появился в психологии около 100 лет тому назад. Это не просто лень,  а особая ее разновидность – лень, которая возникает во время работы в группе людей. Получается, что человек, когда работает один, его продуктивность намного выше, чем когда он работает в группе. Такое явление также называют эффектом тунеядца или паразита, которые даже лучше отражают подобную деятельность.

Почему так происходит?

Понятно, что группа, это несколько человек, которые работают вместе для достижения конкретной цели. Чтобы появился эффект социальной лености не обязательно всем работать в одном месте, достаточно чтобы они имели одну цель. Это может быть отдел бухгалтерии, сотрудники отдела продаж и др.

Причина появления такого эффекта единственная – возможность «проскочить», так как вокруг много других сотрудников и возможно никто и не заметит личный вклад каждого в достижения той или иной цели. Индивидуальные результаты в группе не заметны. Поэтому, если при работе группы фиксируются не только общие результаты, но и индивидуальные. Как только человек, который работает в группе, начинает понимать, что его личные результаты тоже фиксируются результат сразу же на лицо. Оплата работы точно также должна и оплачиваться, в зависимости от индивидуальных достижений.

К сожалению, далеко не всегда можно корректно измерить, ведь чаще всего во время групповой работы индивидуальные результаты нивелируются. Например, во время совещания, где собирается несколько человек, очень сложно понять, кто же сделал больше, кто предложил больше идей или решений проблемы. А может кто-то просто больше всех говорил, но ничего дельного и полезного.

В зависимости от зрелости группы растет величина эффекта социальной лености, так как на первом этапе только-только перед возникновением социальной группы внутри зреет тенденция работать именно в группе, не разбиваясь на индивидуальности. Чем старше становится группа, тем ярче выражается социальная леность в каждом из участников группы.

Работаем над повышением продуктивности в компании

Что с этим делать?

Как с этим жить? Существует несколько рекомендаций, которые можно выполнять и предупредить активное развитие социальной лености в компании. В первую очередь, важно корректно измерять индивидуальные результаты, особенно в зрелых группах. Лучше всего использовать четкую систему вознаграждения и похвалы. Постарайтесь почаще создавать новые группы, не обязательно путем разрушения старых, можно их просто дополнять или разбавлять. Создавайте временные, проектные группы, которые, как показывает практика, работают в разы эффективнее.