10.07.2013
При создании отдела продаж в компаниях, руководители часто опираются на тренинги и книги по продажам, которые, кстати говоря, пользуются популярностью. Множество начальников и продавцов ежегодно проходят подготовку, но почему то, в итоге, в реальности хороших отделов продаж и продавцов, очень мало.
Реальное положение дел
Так получается потому, что обучение продажам в корне отличается от профессионального обучения другому виду деятельности. Если вы учите шофера, то существует определенные правила, есть возможность практики вождения. И про другие профессии можно сказать то же самое: есть свои правила и действия, после освоения которых можно приступать к работе и демонстрировать нормальные результаты. Что же касается продаж, а особенно продаж B2B, то тут дело обстоит совсем иначе.
Рабы мифологии
Хороший продавец должен обладать компетенцией среднего арифметического между Остапом Бендером и Штирлицем. Но таких глобальных личностей в промышленном масштабе вряд ли можно получить, поэтому случается, что тренеры морочат продавцам голову, используя бытующие мифы о продажах. Делают они это не специально, ведь они и сами рабы этой мифологии. Уже давно стали штампами такие выражения: «закрытие сделки», «активные продажи», «выявление потребностей», «продающее предложение», «установление контакта», «работа с возражениями» и другие. На самом же деле, за ними нет ничего, технологии не работают.
Что и как делать с реальным клиентом, не объяснит никто. Объяснения буду лишь на пальцах, и вы получите набор каких-то абстрактных инструкций. Если вы попробуете использовать эти штампы, то, скорее всего, получите «по лбу».
Продажи
Все это происходит, потому что существует путаница между продажами В2С и В2В. Она обнаруживается везде: в тренингах и в книгах вполне уважаемых авторов. Продажи В2С, то есть, частным лицам, проще, в этом случае легко повлиять на решение человека о покупке. Методу таких продаж отлично изучены и описаны. Но для B2B такой практической и теоретической базы почти нет. Можно дать такой совет: оценить пригодность книги или тренинга можно по приводимым в них примерам.
Если продавцов B2B обучать технологиям, больше подходящим для продаж частным клиентам, то результат обучения будет плачевным. В этом случае продавцы и руководители будут полностью разочарованы обучением. Ошибочный выбор методики для бизнеса – это потерянное время и выброшенные деньги. Основой эффективных продаж В2В является маркетинговый подход к продажам, а не индивидуальное искусство продавца.