Критерии оценки персонала

26.03.2013

Критерии оценки персоналаДля того чтобы любая оценка прошла успешно, и в результате ее была получена достоверная информация, необходимо максимально точно и корректно определить показатели, по которым она будет производиться. В этом случае очень важно выделить четкие и объективные критерии оценки.

Критерий оценки персонала — это своеобразная граница, за которой величина или состояние показателя будет либо удовлетворять, либо не удовлетворять установленным (запланированным) требованиям.

Такие критерии характеризуют как общие моменты, идентичные для всех сотрудников организации, так и специфические показатели труда и норм поведения для определенного рабочего места и конкретной должности.

Выделяют четыре группы критериев, используемых в любой организации:

  1. профессиональные критерии: эта группа критериев подразумевает оценку профессиональных знаний, навыков и умений человека, а также его профессионального опыта, квалификации и объективных результатов труда;
  2. деловые критерии: эта группа критериев оценивает такие качества персонала, как ответственность, предприимчивость, организованность, креативность и инициативность;
  3. морально-психологические критерии: к этой группе критериев относятся порядочность, справедливость, способность к самоанализу и самооценке, честность, психологическая устойчивость;
  4. специфические критерии: к этой группе относятся состояние физического здоровья человека, уровень его авторитет в коллективе, особенности его личности.

Оценка результатов труда персонала

Оценка результатов труда должна проводиться абсолютно для всех категорий сотрудников. Однако гораздо легче оценить результаты рабочих, и намного тяжелее —руководителей и узких специалистов.

Показатели, используемые для оценки результативности труда работника, можно разделить на две большие группы:

  1. прямые показатели: они могут быть легко измерены и объективно количественно оценены. Эти показатели, как правило, выражаются в цифровом эквиваленте и устанавливаются заблаговременно. С их помощью определяются степень достижения той или иной цели;
  2. косвенные показатели: характеристические факторы, косвенным путем влияющие на достижение тех или иных результатов; эти показатели невозможно подсчитать или определить количественно, они оценивают работника по критериям, которые соответствуют «идеальному» представлению о том, как положено выполнять должностные обязанности и функции, находясь на соответствующей должности.