Тренинг командообразования: между Сциллами и Харибдами

30.10.2014

Тренинг командообразования: между Сциллами и Харибдами

Командообразование один из самых мифологизированных тренингов, поэтому для обозначения его сложностей, метафорой, я избрал мифических персонажей греческого эпоса: Сциллу и Харибду. Известно, что по дороге домой знаменитый герой Одиссей должен был проплыть через узкий пролив на одном берегу, которого жило страшное чудовище Сцилла, а на другом дикий зверь Харибда, гибель либо в пасти Сциллы, либо в когтях Харибды была неизбежна, но великое умение управлять судном спасло отважных моряков…

Сцилла № 1
Любой тренинг, а особенно коммуникативной направленности, есть преодоление сложившегося стереотипа «так удобнее» и замены его на осознание, что «на первых порах так сложнее, но эффективнее». Действительно, начать работать, не как привык (и что уже приносит прибыль!), а как лучше, сложно. Но еще трудней начать работать по-другому, если это зависит от тебя только на половину. Так, например, на тренинге продаж из пары покупатель-продавец присутствует только последний, и если его коллега сидящий рядом отмахнулся от предложенных тренером навыков, ему самому никто не помешает пользоваться отработанными методиками. При командообразовании же участники осваивают методы более эффективного взаимодействия друг с другом, и здесь, как ни в каком другом тренинге важно, что бы ВСЕ участники захотели и смогли изменить что-то в себе и своих взаимоотношениях с коллегами. В противном случае цель тренинга будет не достигнута, а деньги заказчика потрачены не по назначению. Поэтому, приняв решение о проведении тренинга командообразования, заказчик должен очень тщательно выбирать тренера. И первым критерием для отбора должна послужить уверенность тренера в своих силах, знаниях и навыках. На переговорах о проведении тренинга каждое слово, каждый жест, каждый взгляд тренера должен кричать: «Это мой заказ, я создан для этой группы, а она для меня!»

Харибда № 1
Многие из тренеров, что греха таить – несколько лет назад и я сам, считают, что тренинг командообразования самый легкий – практически все время тренинга заполнено играми, положительными эмоциями, участники узнают о себе и своих коллегах много хорошего и приятного. Ждать здесь сильного группового сопротивления не приходится, наоборот, в процессе работы все практически влюбляются друг в друга – идиллия. Поэтому большинство тренеров услышав от заказчика заветное, и такое приятное слово командообразование, практически сразу не задумываясь готовы за него взяться. Однако, как мы уже поняли все далеко не так просто.

Сцилла № 2
Решение о проведении тренинга чаще всего принимает руководитель подразделения (или даже всей компании), а для него истинная цель этого мероприятия может быть отличной от цели которую он декларирует тренеру при переговорах. Например, заказчик считает, что хорошая команда – это коллектив его подчиненных без возражений принимающих и четко выполняющих его распоряжения. Заказ же тренеру звучит как общие пожелания: «хочу что бы работали лучше, грамотнее».

На этапе переговоров и заказчику и тренеру важно правильно понять друг друга, найти общий язык и вместе определить цель тренинга. В данном случае, если руководитель действительно хочет, что бы подчиненные были только исполнителями его воли нужно отказаться от тренинга командообразования развивающего креативность мышления, самостоятельность в принятии решений и т.д. необходим совсем другой тренинг – менеджмент для подчиненных (как эффективно работать в условиях жесткого авторитарного руководства) или личный коучинг для руководителя. В любом случае, проводить при таком заказе командообразование не только бессмысленно, но и вредно, так как после тренинга конфликт коллектива научившегося работать по-новому и руководителя оставшегося на прежних позициях неизбежен.
Поэтому в момент переговоров о проведении тренинга («снятия заказа») и его задачах заказчик должен максимально точно их сформулировать и получить от тренера подтверждение — задачи поняты, а цель выполнима.

Харибда № 2
Практически любой тренер готовый провести тренинг командообразования проводил тренинг продаж (или, в крайнем случае, принимал участие в работе такого мероприятия) и поэтому должен знать, а соответственно и применять, известные в наше время даже младенцу, правила пяти этапов продажи. То есть после вступления в контакт тренер должен выяснить истинные потребности клиента. Если же он (тренер) этого не делает и в результате вместо решения конкретной проблемы заказчик получает еще несколько плюс конфликт в коллективе, то оправдания типа: «Но вы сами говорили, что хотите, что бы они работали лучше… Вы не четко сформулировали цели тренинга и т.д.» неприемлемы. Это 100 % вина тренера. Тренер обязан выяснить, что действительно хочет заказчик, в каком состоянии находится коллектив, которому предстоит стать командой и ответить на вопрос: будет ли эффективно и в соответствии с заказом то, что он собирается делать.

Сцилла № 3
Формируя заказ на тренинг заказчик часто опирается на стереотипы, на опыт проведенных в других компаниях (отделах) тренингах командообразования. Поэтому нередко заказчик предлагает тренеру провести тренинг в том формате, в котором о нем слышал (читал, участвовал и т.д.). Это может быть формат совместного преодоления трудностей (а ля веревочный курс), формат большой стратегической игры (совместное достижение цели) или формат интеллектуального разбора психологических особенностей каждого члена коллектива с последующим анализом как, кто и с кем может эффективнее взаимодействовать. Бывает, однако, и обратная ситуация, когда тренер, имеющий обкатанную по одному из форматов программу, преподносит ее заказчику как лучшую. Это профанация: «то, что хорошо для одних, гибель для других». Примером может послужить тот же Одиссей, команду которого перед преодолением пролива с чудовищами обучали бы взаимодействовать управляя подводной лодкой, а не парусным судном.

Поэтому заказчик, обсуждая с тренером программу предстоящего тренинга, должен выяснить какие именно форматы тренинга может предложить тренер, а затем вместе с ним выбрать оптимальный.

Харибда № 3
Прекрасно, если перед началом тренинга проводится мониторинг компании, позволяющий определить какие задания (упражнения, игры, тесты и т.д.) для данной группы будут наиболее эффективными. Но, мой опыт работы показывает, что часто у компании не находится для этого либо дополнительных средств (мониторинг мероприятие платное), либо времени (переговоры идут долго, а решение о проведении принимается быстро). Поэтому, готовясь к проведению тренинга, тренер должен составлять примерный план, подготавливая по каждой теме несколько вариантов заданий, что бы в ходе работы, выбрать из них наиболее оптимальное для данной группы. Основной принцип: задания должны быть достижимы, но с трудом, иначе нет эффекта преодоления.

Одиссей
Тренинг командообразования – венец обучения сотрудников компании (подразделения), поэтому решится на его проведение, найти подходящего тренера и хорошо провести – трудно. Но абсолютно необходимо. Непреложная аксиома менеджмента гласит: «Эффективность работы одного отдельно взятого сотрудника, неизмеримо выше эффективности работы группы сотрудников. Нет необходимости тратить время и энергию на согласования. Но есть ряд проектных задач, выполнение которых требует привлечение более одного сотрудника, в таком случае руководитель должен создать необходимые и достаточные условия, при которых деловая коммуникация между сотрудниками будет максимально эффективной».

Что бы подобно Одиссею провести корабль своей компании между Сциллами и Харибдами, в наше время, мало самому быть прекрасным рулевым, необходимо так же иметь слаженную и понимающую друг друга с полуслова команду гребцов.

Гуленков Кирилл.