Этапы подготовки лекции

16.10.2013

Этапы подготовки лекцииЛекция – это не монолог, не «игра в одни ворота». Грамотный, квалифицированный тренер всегда сумеет превратить лекцию в интересный процесс, в который вовлечена вся группа. Для того чтобы это произошло, требуется тщательная подготовка к лекции.

1)     Выяснение потребностей аудитории

Следует заранее определить объем информации, которую вы хотите донести до аудитории. Сделать это довольно сложно. Зачастую бывает так, что в одной аудитории собираются люди с различными уникальными ожиданиями, установками и потребностями. Тренер должен найти «точки соприкосновения», те области, в которых интересы участников пересекаются, и провести лекцию в русле,  удовлетворяющем этим интересам.

2)     Объяснение преимуществ, которые получат участники тренинга

Даже если тренер четко определил потребности группы в конкретной информации, нет абсолютной гарантии, что после курса группа ее обязательно усвоит. Люди с охотой учатся только тому, что им действительно выгодно. Поэтому чрезвычайно важно дать людям такую мотивацию, продемонстрировав преимущества, которые получат участники после тренинга. Причем выгода не обязательно должна быть чисто материальной, она может заключаться и в перспективе карьерного роста, и в повышении уровня удовлетворенности работой и т.д.

3)     Проверка исходного уровня знаний

Даже если участники тренинга имеют высокую мотивацию к освоению новых знаний, они никогда не научатся тому, чего не понимают. Проверка уровня знаний включает в себя два момента, которые тренер должен учесть:

Во-первых, тренер должен уметь оценить уровень знаний группы. Кто участвует в тренинге: энтузиасты-новички или авторитетные в своей области деятельности профессионалы? Уточнив это, тренер придет к выводу, какую степень сложности должна иметь его лекция. Если эта степень окажется слишком низкой, тренер рискует «упасть» в глазах аудитории, вызвать снисходительное к себе отношение и полностью лишиться внимания слушателей. Если же тренер, наоборот, сделает свой курс чересчур продвинутым, то он может таким образом вселить в участников чувство неуверенности в себе, разобщит группу участников и посеет разочарование. Золотую середину порой найти очень нелегко.

Во-вторых, тренер обязан учесть особенности восприятия группы. Следует избегать жаргонных и профессиональных выражений. Если применение специальных терминов необходимо, нужно в доступной форме объяснить значение этих слов.