Брейнсторминг

27.09.2013

БрейнстормингБрейнсторминг (мозговой штурм) – наиболее свободная форма дискуссии. Его основная задача — обеспечить генерацию новых идей.

Правила проведения:

1.       Отсутствие критики: участники тренинга только тогда смогут активно предлагать новые идеи, если будут уверены, что на них не обрушится поток критики. Также очень важно не игнорировать чью-либо идею, демонстрируя различными невербальными жестами (поднимание бровей, пожимание плечами и т. д.) ее ненужность.

2.      Поощрение новых идей: акцент должен делаться на количество предложений, а не на их качество. Любой вклад участника в общей дело должен быть оценен.

3.      Равноправие участников тренинга: каждый участник должен чувствовать, что все его предложения будут рассмотрены.  Самый действенный способ не допустить появления в группе доминирующего участника или участников – установить правило, когда каждый высказывается по очереди.

4.      Свобода ассоциаций – не следует накладывать ограничений. Даже самая не относящаяся к делу идея достойна быть рассмотренной.

5.      Фиксация всех предлагаемых идей: все идеи записываются на флипчарт или доску, причем теми же словами, какие использовал автор идеи. Если вы потребуете уточнить формулировку, можете прервать поток мыслей.

Преимущества брейнсторминга

1.      Поощрение креативности

Мозговой штурм отвергает расхожее мнение, что креативности невозможно обучить, и она не может вырабатываться при наличии формализованного подхода. Ведь именно использование структурированной процедуры во время брейнсторминга становится причиной его высокой результативности.

2.      Выход за границы стандартного мышления

Во время брейнсторминга происходит стимулирование личной креативности за счет активности других. Это как цепная реакция: кто-то предложил что-то необычное, и у тебя самого сразу начинается полет фантазии.

3.      Простота: метод очень легко понять и применить. Не требуется какого-либо сложного оборудования или длительного обучения.

Недостатки брейнсторминга

1.      Высокая степень вовлеченности участников

Почти вся ответственность за процесс тренинга лежит на его участниках. Это работает только тогда, когда у группы есть идеи, если же группа не готова делать предложения, тренинг превращается в неловкое молчание.

2.      Незаконченность процесса

Мозговой штурм помогает только генерировать идеи, а не воплощать их на практике. Поэтому тренер всегда должен напоминать, что действия звучат гораздо громче слов. Как только с той или иной идеей соглашаются, он должна начать превращаться в