01.08.2013
Ролевая игра – это наглядная демонстрация конкретных рабочих ситуаций, позволяющая группе участников взглянуть на себя со стороны и увидеть множество разнообразных вариантов подходов к решению поставленной задачи.
В зависимости от целей и задач тренинга могут использоваться как сами игры, так и небольшие упражнения.
Обычно ролевые игры включают в себя элемент соревнования или обмен ролями.
В большинстве случаев участниками тренинга «раздаются» роли сотрудников определенной организации (продавцов, руководителей, менеджеров, клиентов).
Факторы, влияющие на качество ролевых игр:
повышающие эффективность ролевых игр:
- четкие временные рамки (чтобы не было ненужных разговоров и действий);
- наличие видеокамеры (чтобы зафиксировать происходящее для дальнейшего совместного просмотра и анализа);
- грамотная обратная связь только от тренера;
- когда игра проводится как итог занятия для закрепления полученных навыков
снижающие эффективность ролевых игр:
- несвоевременный деролинг (выход из предложенной роли);
- обратная связь от других участников (своими комментариями они мешают процессу);
- отсутствие четких временных рамок (игра затягивается и превращается в дешевую самодеятельность);
- неопределенность поставленных задач (участники не могут понять, кто и что должен делать).
Количество участников игры: не более пяти человек.
Алгоритм проведения ролевых игр:
- Выбираете активного участника игры. Даете ему четкую инструкцию к игре;
- Выбираете «подыгрывающего» участника игры. Даете ему четкую инструкцию к игре;
- Зачитываете задание все группе;
- Выделяете определенное время на подготовку к игре (как правило, не дольше 2-3 минут).
- Предупреждаете, сколько времени будет длиться игра (как правило, не дольше 5 минут);
- Деролинг (выход из роли). Происходит это только после соответствующего указания тренера, когда он позволяет участнику тренинга Пете выйти из роли менеджера и стать опять просто Петей;
- Уточняете у активных участников игры, насколько они довольны сами собой, все ли они сделали так, как хотели. Даете им возможность самим назвать свои ошибки и, таким образом, снять негатив;
- Обсуждаете игру всей группой. Анализ действий происходит по конкретным критериям (соблюдали ли «игроки» технологии налаживания контакта, правильно ли использовали навыки вербального и невербального поведения и т.п.);
- Даете грамотную обратную связь от себя, как от тренера.