30.10.2014
Понятие «коучинг» появилось в западной науке около двадцати лет назад. Первоначально coacher (коуч) относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию «тренер». В дальнейшем, с расширением сферы применения, термин стал распространяться на значительно большее количество областей. Есть несколько определений, которые можно найти в русскоязычной литературе.
Коучинг в переводе с английского языка означает «тренировать, заниматься репетиторством», а в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего (консультанта и бизнесмена), способствующий успешной деятельности компании.
В английском варианте слову Coaching можно сопоставить Co-achieving — содостижение, содействие.
В старом английском понимании «коуч» означает определенный вид экипажа. Назначение экипажа, как известно, «доставлять человека оттуда, где он есть, туда, где он хочет быть».
По определению Т. Голви, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, чем обучает.
Отдаленно коучинг напоминает наставничество, широко пропагандировавшееся в советские времена, однако его отличие в том, что ученик — не подчиненный, а руководитель, а наставник — друг.
Коуч не учит своего клиента, как делать …, он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный,
целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Сократ сделал в своей практике диалог основным методом нахождения истины. Он отказывался от претензий на обладание позитивным знанием, считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. «Я — лишь повивальная бабка, которая помогает истине появиться на свет» -говорил он. Предлагаемый им метод называется майевтика или маевтика (повивальное искусство), и в основе его лежит искусство задавания побуждающих вопросов. Это очень схоже с коучингом.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности . В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь; выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и с стал действовать, в соответствии с выработанным им планом, для достижения конкретного результата.