30.09.2013
Инновационное развитие России стало заметно в такой сфере, как образование и сейчас по этому показателю она догоняет Европу.
МВА-программы предлагают 120 учреждений в 20 городах. Хоть пока у нас потребление услуг бизнес-образования уступает европейскому, но, как говорят эксперты через несколько лет объем рынка достигнет более полутора миллионов долларов.
Бизнес-образование, как правило, получают те, у кого уже есть диплом вуза. В начале карьеры, молодому специалисту достаточно знаний, полученных в университете, но потом, когда круг обязанностей расширяется, нужны дополнительные знания. Выпускникам вузов приходится поступать в бизнес-школы с МВА-обучением.
Программы таких учебных заведений учат решать бизнес-задачи, причем, все они – практические, когда как университетская программа дает только теоретические знания. Преподаватели бизнес-школ чаще играют роль наблюдателей, а студенты здесь – главные.
МВА-обучение оценивается по-разному. Одни участники рынка полагают, что в современном бизнес-процессе они являются курсами повышения квалификации, другие – новой профессией в сфере построения и управления бизнесом.
Бизнес-образование в России не может похвастаться давней историей. Понятие МВА появилось у нас в середине девяностых годов. Именно тогда в дипломах стала появляться запись «Мастер делового администрирования». В короткие сроки МВА-обучение приобрело у слушателей популярность и связано это было с тем, что почти все топ-менеджеры, занявшие руководящие посты в российских компаниях, не имели специальных знаний. К началу двухтысячных, в этой области в стране был дефицит специалистов.
В России, в отличие от заграницы, к абитуриентам предъявляются невысокие требования: пройти собеседование, иметь рекомендательное письмо и написать эссе. Обучение проходит в течение трех лет, а заплатить за него придется от трех до десяти тысяч долларов.
По имеющимся данным, почти 39% выпускников МВА после двух-пяти лет окончания образования пошли вверх по карьерной лестнице. Они за два года увеличили свой доход в полтора раза. В школы МВА поступили 45 владельцев бизнеса. 18% — линейных специалистов и 18% — менеджеры высшего и среднего звена. Половина из студентов учились ради карьерного роста, 45% это было нужно для решения сложных задач на своем рабочем месте, а 5 % посчитали, что полученные знания помогут открыть им собственное дело. Интересно, что среди менеджеров среднего звена в три раза больше желающих открыть свой бизнес, чем среди топ-менеджеров.