07.03.2025
C приходом нового сотрудника встречаются два разных мира: мир работника и мир организации. Ценности, нормы поведения, способы выполнения отдельных операций, стиль одежды и биоритмы… Нужна забота о сотрудниках, прежде чем начнется эффективная работа.
Проблема первого подхода в том, что сотрудник — винтик, шестеренка системы. А раз так — за все в ответе тот, кто меня точил… «На то он и Генеральный! Кому много дано, с того много и спросится, а мы люди маленькие…» И вот вполне адаптированные работники часами пьют в офисе чай, ожидая приказа сверху.
Варианты сценариев «естественной притирки»
Сотрудничество. Работник не теряет собственной позиции, но при этом старается прислушиваться к требованиям новой обстановки. С такими сотрудниками живется нелегко. Они часто выглядят оппозиционерами, которых нужно слегка придушить ради святости «властной вертикали». Такие сотрудники либо становятся лидерами изменений в организации, либо уходят в то место, где смогут себя реализовать.
Отрицание. Сотрудник соглашается со всеми требованиями новой среды, но делает все по-своему. Это вовсе не злостный саботаж. С одной стороны, человек искренне согласен с требованиями руководства. С другой стороны, так же искренне потом делает как лучше (то есть как умеет). Просто эти две стороны не всегда тесно связаны в голове у новичка.
Притворство. Сотрудник внешне согласен с требованиями руководства, но только «чтобы отстали». В душе он уверен, что он-то знает, что нужно делать в каждой из ситуаций. Но — искать лишних неприятностей на свою голову не желает. Поэтому он сознательно маскирует свою позицию под абсолютно лояльную. По-своему он будет поступать в ситуациях, где его действия невозможно проконтролировать.
Конформизм. Сотрудник готов безоговорочно принять все требования организации. Проблемы бывают только с информированностью и обучаемостью, но не с мотивацией. Более глубокий слой проблем — неспособность привнести в организацию «свежую струю», новый, собственный взгляд на происходящее. Но это многих начальников даже радует: «Наш человек!»
Сопротивление. Новичок принципиально отрицает требования, предъявляемые организацией. «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» Сопротивление может быть пассивным (шепотом — «а баба-яга против!») или активным, вплоть до апелляции к профсоюзам, судебных разбирательств и т.п. Возможно, человек исходно идет на неудовлетворяющие его условия и не чувствует себя обязанным организации, «делает ей одолжение».
Итак, адаптация — это переход от ситуации «два мира, две системы» к ситуации «муж и жена — одна сатана». Причем эта итоговая «сатана» должна быть лучше, чем каждая из двух предшествующих. Сотрудник на новом месте должен работать лучше, чем на прежнем (иначе зачем было уходить?). Организация с приходом нового сотрудника должна работать лучше, чем до него. Иначе — очевидное следствие закона Мерфи — она будет работать хуже. Задачка не для слабонервных…